Конечная цель импортозамещения – создание конкурентоспособной экспортоориентированной продукции

Доклад главного конструктора Полетаева О.Н. на совете главных механиков 2015

Об импортозамещении в последнее время говорится так много, что вроде бы и добавить нечего. Цели определены, задачи поставлены, направление движения по пути к целям выбраны. Решением Минпромторга РФ от 27.01.2015 года составлен перечень приоритетных и критических видов продукции, услуг и программного обеспечения с точки зрения импортозамещения и национальной безопасности.

В данный перечень наряду с другими видами продукции вошла и трубопроводная арматура, причем сразу по нескольким разделам как самостоятельный вид продукции.

Министерство промышленности и торговли России совместно с Минэнерго России утвердили 12 ключевых направлений по импортозамещению в ТЭК, среди которых технологии переработки углеводородного сырья и ряд других.

Перечень приоритетных и критических видов продукции, услуг и программного обеспечения с точки зрения импортозамещения и национальной безопасности

Говоря об импортозамещении технологий оборудования, в том числе и трубопроводной арматуры, надо, во-первых, объективно представлять причины возникшей импортозависомости, и, во-вторыХ, определить реальные конечные цели процесса импортозамещения.

Для реализации направлений импортозамещения определены ответственные компании. Ими стали: Роснефть, Газпром, Газпромнефть, Сибур, Лукойл, Сургутнефтегаз. Причем им определена роль не только арбитров по ходу движения в импортозамещении, но и ответственность за реализацию 12-ти приоритетных направлений.

Резюмируя эти ключевые моменты, необходимо подчеркнуть, что приоритеты расставлены, поддержка в движении продекларирована, основной состав участников определен. Следует отметить, что в перечень Минпромторга вошли достойные предприятия российского арматурного сообщества.

Говоря об импортозамещении технологий и оборудования, в том числе и трубопроводной арматуры, надо, во-первых, объективно представлять причины возникшей импортозависимости, и, во-вторых, определить реальные конечные цели процесса импортозамещения.

Дело в том, что в последние 20-25 лет в силу разного рода причин в России практически не разрабатывались, но закупались новые основополагающие технологии в том числе, технологии переработки углеводородов. А основополагающие корневые технологии – они потому и основополагающие, что формируют и определяют основы и требования к оборудованию всех уровней технологической иерархии. Поэтому в арматуростроении для новых и новейших технологий практически не сформулированы новые, соответствующие современным представлениям технические требования применительно к конкретным режимам, циклам, параметрам рабочей и окружающей среды, длительным эксплуатационным свойствам. А без внятно сформулированного технического задания на основе технологических параметров, правил безопасной эксплуатации, стандартов работать над созданием конкурентоспособной продукции системно практически невозможно. Поэтому наукоемкая и специальная арматура приобретается у так называемых ведущих западных арматурных брендов.

Исходя из анализа существующей ситуации, мы- арматурщики (ЗАО «КОНАР», ООО «Гусар», АО «Пензтяжпромарматура», ООО ЦНИПИ «СТАРК») сделали однозначный вывод – в процессе импортозамещения двигаться к конечной цели – создание конкурентоспособной экспортоориентированной продукции. При этом мы четко понимаем, что трубопроводная арматура является технологически зависимым продуктом от основных технологий добычи и переработки углеводородов и на сегодняшний момент мы готовы стать участником процесса создания и производства арматуры для практически любых отечественных и зарубежных проектов, взаимодействуя с российскими и зарубежными лицензиарами (Technip, Total, BririshPetroleum, Exxon, Роснефть, Сургутнефегаз, Лукойл и т.д.) на основе российской и иностранной нормативно-технической базы.

В настоящее время ведущие арматурные предприятия имеют достаточный технологический и квалификационный потенциал для создания самой сложной и ответственной арматуры. Это обусловлено созданием современных технологических платформ у таких предприятий, как ЗАО «КОНАР», ООО «Гусар», АО «Благовещенский арматурный завод», ориентированных на полный жизненный цикл продукции от разработки (ООО ЦНИПИ «СТАРК», инжиниринговый центр КОНАР, «Новые технологии — Гусар») до производства и последующего сервиса арматуры и арматурных систем.

Для повышения конкурентоспособности клапанов и задвижек необходимо заниматься известными направлениями:

  1. Повышения надежности
  2. Максимальной ремонтопригодности
  3. Эргономичности
  4. Увеличенного межремонтного ресурса
  5. Относительно разумно низкой стоимости
  6. Полного соответствия эксплуатационных характеристик арматуры требованиям современных технологий добычи, транспортировки и переработки нефти и газа, производства электроэнергии.

Вышеуказанные 6 трендов направлений развития всегда являются постоянной задачей для совершенствования номенклатурного портфеля основных арматурных предприятий.

Разберем показатели характеризующие арматуру с точки зрения влияния на эффективность технологического процесса и пути повышения качества этих характеристик:

  • надежность работы – отсутствие отказов между плановыми остановами, определяется, прежде всего, качеством изготовления арматуры и может быть достигнуто путем предъявления к арматуре, устанавливаемой на ответственных местах современных требований, которые изготовитель обязан будет выполнить. Следует разработать специализированные стандарты отрасли (на примере:ОТТ – Транснефть, СТО – Газпром, API);перевести стандарт по арматуре на более высокий уровень за счет актуализации требований к испытаниям: ПСИ, периодическим, сравнительным в различных режимах эксплуатации, за счет пересмотра требований к результатам неразрушающих и разрушающих контролей материалов;
  • коэффициент гидравлического сопротивления – снижение скорости потока рабочей среды и снижение эрозионного износа корпуса арматуры; геометрия проточной части также может быть доработана до конкретных требований условий эксплуатации, условий конкретного проекта. Для снижения эрозионного износа могут быть применены различные покрытия, модифицированные стали, профилирование проточной части;
  • скорость открытия/закрытия арматуры, при нормальном функционировании и аварийном закрытии.На настоящий момент двухскоростные электроприводы или приводы с частотным регулированием практически не используются;
  • герметичность относительно внешней среды. Проблема внешней герметичности, должна решаться совместными усилиями, как производителя арматуры, так и изготовителя уплотнения. Решение задачи одной из сторон в корне неправильно и не приведет к успеху при эксплуатации арматуры;
  • герметичность в затворе – снижение герметичности приводит к потере рабочей среды.Для обеспечения требуемой герметичности можно использовать как технологические решения (покрытия с заданными характеристиками, по твердости, износостойкости, коэффициентам трения и т.д.), так и решения конструктивные;
  • срок службы и ремонтопригодность, которые оказывают влияние на экономическую эффективность эксплуатации всего оборудования. И здесь можно обратиться к опыту в атомной энергетике, где в последнее время нормативно закреплено требование о поставке с арматурой комплекта документации на ремонт, в том числе Технических условий на ремонт и чертежей быстроизнашиваемых деталей;
  • точность позиционирования регулирующей арматуры (рисунок 1) и снижение вариативности процесса регулирования (рисунок 2) позволяют значительно снизить потери сырья, материалов, энергии, качества конечного продукта, вытекающие из большой амплитуды колебаний технологического процесса;

Рисунок 1

Рисунок 2, по оси х – время в часах, по оси y – изменение параметра процесса.

  • кавитация и вибрация также оказывают влияние на эксплуатационные расходы. Современный уровень арматуростроения позволяет решать эти проблемы за счет моделирования и профилирования проточных частей, совершенствования золотниковых и дисковых систем регулирования, разгрузки клапанов.

Здесь показана только часть тех задач, которыми мы в настоящее время занимаемся.

На практике эти решения сегодня реализуются в совместной программе (КОНАР-Гусар-ЦНИПИ СТАРК) импортозамещения арматуры в нефтехимии.

Разработаны и находятся в стадии испытаний и производства, следующие клапаны запорные, затворы обратные и задвижки:

  1. Задвижки клиновыекомпактныеDN 8-100 PN 1,6-25,0МПа
  2. Клапаны запорные герметичные Y-образные DN 50-350 классы по ANSI 150-2500
  3. Клапаны запорные DN8-100 PN 1,6-25,0МПаклассы по ANSI 150-1500
  4. Затворы обратные поворотные DN15-600 классы по ANSI 150-1500.

Мы готовы приступить к освоению предохранительной и регулирующей арматуры, но для этого необходима выработка актуальных технических заданий и здесь мы обращаемся с предложением к Совету главных механиков-
наладить взаимодействие между разработчиком технологий, изготовителем оборудования и эксплуатирующей организацией (НПЗ). Это взаимодействие мог бы организовать и возглавить СГМ, так как Совет имеет возможность аккумулировать все положительные и негативные моменты эксплуатации арматуры на различных технологических процессах, проводить анализы, делать выводы и таким образом повышать эффективность работы НПЗ. СГМ мог бы начать взаимодействие с проектными организациями и привлечь к работе и заинтересованныхарматуростроителей. В свою очередь, ООО ЦНИПИ «СТАРК» может оказать посильную помощь как организация, имеющая в своем составе опытных специалистов- арматурщиков.

ООО ЦНИПИ «СТАРК» предлагает разработку и совместную реализацию программ повышения конкурентоспособности продукции, программ повышения экспортного потенциала, разработку и освоение арматуры под новейшие технологии, разработку и выполнение программ снижения себестоимости продукции на основе функционально-стоимостного анализа, разработку арматуры по индивидуальным проектным техническим заданиям, комплексные решения по оптимальному выбору упрочняющих и антикоррозионных, антиэрозионных технологий, разработку программ-методик испытаний под требования новейших технологий.